Кто бы мог подумать, что в век информационного и технологического бума, когда человечество стремится переместить большую часть своей жизни в виртуальную реальность, еще находятся люди, которые собирают секреты древнейших ремесел и мечтают частицу былого прошлого привнести в день сегодняшний. Не только мечтают, но и действительно воплощают свои идеи. Как это делают в Златоусте ‒ увлеченные люди из Компании «АиР» придумали и начали строить Оружейную слободу «АиРовка». Что же это за диковинка такая ‒ «оружейная слобода» от «АиРа»? Читайте в журнале «PROРЕЗ» №6, 2015 статью «Оружейная слобода «АиРовка», или как я путешествовала во времени».
Оружейная слобода «АиРовка»,
или как я путешествовала во времениАвтор текста: Алла Клементьева
Когда-то на Руси слобода была довольно распространённой формой поселения. В одной только Москве в XVII веке было около 150 слобод: Гончарная, Плотничья, Овчинная, Новая Кузнецкая, Пушкарская слобода и т. д. В городе мастеров Златоусте тоже был и слободы — Ветлужская и Демидовская, они возникли в конце XVIII века. И вот более чем через два века «слобода» получает новую жизнь.
Реально ли сегодня возродить традицию артельной работы и объединить мастеровых под эгидой одного ремесла? «АиР» в очередной раз доказал, что для него нет ничего невозможного. Оружейная слобода «АиРовка» — это больше, чем современное оружейное предприятие. Это ожившая история, городок кузнецов и оружейников, где по старинным чертежам воссозданы вехи производства златоустовской стали и оружия. Я даже специально осталась в Златоусте после фестиваля «Кузюки. Город мастеров», чтобы посмотреть «АиРовку».
С чего же начинается «АиРовка»? Уже на входе в АиРовку становится понятен замысел авторов — связь эпох: расправив крылья, стоит «Сэргэ» — традиционный символ счастья и благополучия — подарок якутских друзей-кузнецов. Этот тотем, освящённый шаманом, является покровителем кузнецов, ремесленников и людей творческих профессий. И действительно, от него прямо исходит космическая энергия.
Тут же традиционная якутская кричная печь. Два года она честно отработала на фестивалях «Кузюки», выплавляя крицу, а теперь исполняет желания! Загадала желание, написала его на листочке и бросила в печь: сгорит за пять секунд — желание исполнится!
Ещё шаг — и я попадаю в Кузнечный двор «АиРовки». Вот уж где дух захватывает! Водяное колесо, действующий древний молот, настоящие кожаные меха, каталонский кричный горн (я таких слов даже раньше не слышала). Но тут же слободчане меня и останавливают: «Давайте по порядку. В кузнечно-оружейном деле всё начинается с добычи руды». Кто бы мог представить, что я в XXI веке, подобно средневековым рудознатцам, пойду в уральскую тайгу искать железную руду. Правда, мне не пришлось продираться через дебри: «АиР» и заброшенные Орловские рудники разделяет всего пара километров. Набираю руду и ещё не знаю, что из неё получится. Не верится, что из этого камня раньше выплавляли знаменитый златоустовский булат.
Что меня удивляет, так это обстоятельный подход «аировцев»: туристический продукт создали буквально на любой вкус, для любого потребителя. Есть у тебя время — идёшь за рудой в тайгу, на рудники; нет — во дворе огромная яма, моделирующая «настоящий» рудник. Скрипучая лестница, сырость, везде куски руды — моделирование до абсолютизма! Оставлю эмоции! Распахиваю деревянные двери и с мешком руды захожу в железоделательный цех. Тут «аировцы» от истории практически не отступили ни на шаг: подобные немецкие кузницы стояли по течению речки Громотухи. Мастер немного поколдовал над моим сокровищем, собрал «урожай» других туристов, и всё это заложил в странное сооружение: горн не горн, печь не печь. Это и есть каталонский горн, в таких в XVIII — XIX веках в Златоусте, по словам мастера, выплавляли крицу — основу для златоустовских сталей. Небольшие манипуляции и из печи уже вырываются жгучие языки пламени. Процесс пошёл! Пока руда плавится, осматриваюсь вокруг: рядом идёт кладка каких-то печей. Здесь ещё будут мини-копия татары (печи для выплавки японской стали — тамахагане) и тигельная печь для выплавки булата.
На выплавку крицы требуется 3—4 часа. Хозяева слободы, пока есть время, предложили окунуться в историю города. Стою на заводской плотине, откуда открывается вид на старый Златоустовский железоделательный завод и бывшую Златоустовскую оружейную фабрику. Вот он цех, где П. П. Аносов в XIX веке экспериментировал с булатом, вот первые русские литые пушки Обухова. Буквально два шага, и я оказываюсь в местном краеведческом музее. Вроде бы оружие должно диссонировать с моей сущностью, но я просто заворожена красотой сабель и шпаг, которым почти 200 лет. Поневоле начинаю понимать мужчин, для которых оружие — любимая игрушка.
Незаметно пролетело три часа, пора возвращаться в «АиРовку», где меня ждёт печь и то, что в ней получилось.
Мастер клещами вытаскивает ярко-красную ноздреватую глыбу, подмастерья бьют по ней огромными кувалдами, так, со слов мастера, сбивают шлак. Деревянная бочка с водой, шипение, пар — и на ладони лежат блестящие металлические кусочки. Моё первое железо!
Можно было бы на этом и остановиться, но я просто не верю, что этот рыхлый кусочек может превратиться в клинок, который всё разрежет. Стук и грохот, искры и пламя! Это я уже в соседнем помещении, где запустили молот с приводом от водяного колеса. Что-то подобное встречала в Европе, но в России такого просто нет! Самое увлекательное, что я не «вольный» наблюдатель. Сначала мне поручают работу с мехами, а когда в огромном горне мой кусочек железа разогрелся почти добела, разрешили и поковать. Огромный молот ритмично опускается на наковальню, заготовка под ударами расплющивается. Фантастика! Конечно, у меня ноль кузнечного опыта, но и желания остановиться нет никакого. Хочется ковать и ковать! До того, чтобы выковать что-то фигурное, мне ещё ой как далеко, но даже подержать в руках раскалённую заготовку — дорогого стоит. Как мне объяснил мастер, то, что получилось, — это полуфабрикат, его ещё надо переплавить. Для этого и строят «аировцы» тигельную печь. Обязательно вернусь в «АиРовку», как будет готова печь, и попробую себя в роли сталевара. А там и до слесаря-оружейника недалеко.
За стеной старинной кузницы постоянно грохочет молот. Оказывается, в «АиРовке» есть и очень современная кузница с пневматическими молотами, электрическими печами, прокатным станом и др. Но про аировскую кузницу, златоустовский дамаск Zladinox, меч-рекордсмен «Святогор» уже столько рассказано, что остаётся лишь просто констатировать факт.
Удивительным было не только это: рядом с мастером мальчик в фартуке, очках и рукавицах. Лет семи, но куёт! Это очередной проект «АиРа» — «Школа юного кузнеца». А ещё у них есть «Кузнечное портфолио», Оружейная мастерская, проекты «VIP-гравюра» и «АвтоГрав» («Сам ГРАВирую»), интерактив «Сделай нож своими руками», Галерея и Торговый ряд (так сейчас «аировцы» в тренде слободы называют свой выставочный зал и магазин). Увы, пора прерваться и продолжить свой рассказ в другой раз.
Это было путешествие сквозь время в место, где прошлое и настоящее прекрасно сосуществуют, современные технологии уживаются со старинными, где трудятся талантливые и сильные духом люди! От кого-то услышала фразу, что «Златоуст — оружейная Мекка России». Не знаю, будет ли намоленным местом весь Златоуст, но «АиРовка» точно станет туристическим бестселлером!
До встречи, уже любимый «АиР»!
* Слобода – вид поселения или района города в истории Руси: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от какой-либо государственной повинности. В начале XX в. слободой называлось подгородное селение, жители которого занимались неземледельческим трудом (ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы); так же называли иногда промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали.