11 мая 2021 г. Оружейную слободу «АиРовка» с рабочим визитом посетили эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Цель экспертного тура – ознакомиться с существующими вариантами маршрутов для туристов и передать предприятию методические рекомендации по организации промышленного туризма. Проект реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере развития промышленного туризма, заключенного между Правительством Челябинской области и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Помимо «АиРовки», в пилотный проект вошли Магнитогорский металлургический комбинат, комбинат «Магнезит» (Сатка), «Макфа» (Сосновский район) и Челябинский трубопрокатный завод.
Руководитель туристического направления Компании «АиР» Татьяна Захарова ознакомила экспертов с основными производственными маршрутами в «АиРовке»: экскурсия «Златоуст – ножевая столица» (с интерактивом и без интерактива), мастер-классы «Нож своими руками», «Кованая роза». По результатам визита в «АиРовку», специалисты АСИ позитивно оценили проделанную работу по построению маршрута, отметили готовность производственных участков принимать гостей, разнообразие фотозон и арт-объектов. Важным моментом для туристов является финальная точка маршрута – возможность купить готовую продукцию. После того, как своими глазами увидишь, как делаются ножи, дамасская сталь, украшенное оружие, многим захочется купить вещь на память!
Завершением экспертного тура стал круглый стол с участием заместителя губернатора Челябинской области Егора Ковальчука, представителей профильных органов власти и предприятий.
Ольга Шандуренко, руководитель программы по развитию промышленного туризма АСИ, отметила, что в Челябинской области, в отличие от многих других, программы приема туристов на предприятии уже разработаны и отработаны:
– Мы понимаем, что для пилотных предприятий промтуризм – это не новая тема. Все они уже принимали туристические делегации: кто-то специализировался на бизнес-туристах, кто-то на детских группах. Но тем не менее это сформированные экскурсии. И задача региона – используя этот грандиозный потенциал, эти «вау-впечатления» – упаковать их в тот турпродукт, который выделит Челябинскую область на фоне остальных территорий.
О. Шандуренко наметила два основных направления, по которым может строиться дальнейшее сотрудничество правительства Челябинской области с АСИ. Первое – это помощь предприятиям с оформлением промышленных маршрутов как турпродукта (создание фото- и видеопродукции, полиграфии, сайтов и т.д.). Второе – это подготовка кадров, гидов промышленного туризма. Здесь возможно создание центра профессиональных компетенций на базе Магнитогорского металлургического комбината, который уже имеет опыт обучения экскурсоводов.
– У нас самый большой запрос от предприятий – «покажите, как надо сделать». Им нужен источник вдохновения, – продолжает Ольга Шандуренко. – И, если получится создать такой центр в Челябинской области, – это был бы совершенно уникальный проект. Для нас это тоже новая тема, но мы готовы подключиться к работе над его созданием.
Коуч и методолог Наталья Кисельникова озвучила несколько рекомендаций предприятиям: использовать системы аудиогидов во время экскурсии, рассказывать о сотрудниках, трудовых династиях, личном опыте, обязательно оформлять технологические карты.
Подводя итоги круглого стола, Егор Ковальчук предложил экспертам добавить в методические рекомендации раздел, посвященный монетизации промышленных маршрутов.
– Коллеги, прошу вас прислушаться к рекомендациям экспертов Агентства стратегических инициатив, – обратился Егор Ковальчук к представителям предприятий. – Именно они сегодня задают стандарты промышленного туризма в России. Не рассматривайте затраты на создание маршрутов как расходы – это долгосрочные инвестиции в свой имидж, в возможность заявить о себе.