Изначально «АиРовка» внутри компании и среди гостей воспринималась только как старинная кузница, работающая для туристов. Сейчас «АиРовка» стала нераздельной частью всего предприятия. И даже если туробъект поначалу тяжело приживался на таком серьезном предприятии, то сейчас это очевидный драйвер развития предприятия. Мы видим взаимосвязь – развитие туристического направления помогает продавать продукцию, а развитие бизнеса компании помогает развиваться промышленному туризму в Златоусте. Туристы помогают увеличивать узнаваемость компании, ведь кто побывал внутри на производстве, тот знает, как изготавливается продукция и может ее уверенно рекомендовать другим.
Развитие сооружений и производственных участков благотворно влияет на уровень туристических услуг. Постоянное благоустройство территории, новые арт-объекты, дизайнерский интерьер позволяют экспериментировать с экскурсионными программами, придумывать новые проекты.
Туристический объект как драйвер развития производственного предприятия
Туристический объект «Оружейная слобода «АиРовка» создан в 2015 году на базе Компании «АиР» в городе Златоусте. Еще до открытия туристического направления в компании всегда чувствовался большой интерес к нашей продукции. Нередко администрация города в рамках знакомства с местными достопримечательностями привозила к нам почетных гостей, которым мы показывали участки производства, экспозицию лучших изделий в выставочном зале. Мысли о создании отдельного уникального туристического объекта сформировались в 2014 году.
Мы не ограничились только демонстрацией существующих производственных участков: кузница, оружейные мастерские, художественные мастерские. У Владимира Юрьевича Герасимова, главного основателя и идеолога «АиРовки», родилась идея создать особую фишку, которая отличала бы наш туробъект от других экскурсий в Златоусте, и которая привлекла бы туристов с различными интересами. Так было решено построить на своей территории историко-технологическую реконструкцию по старинным чертежам кузниц, бытовавших в Златоусте почти два века назад.
В 2015 году была открыта первая очередь «АиРовки» – Кузнечный двор с горном, кузнечными мехами, кричной печью и молотом, работающим от колеса с водяным приводом. Это событие приурочили ко дню города 11 сентября и к масштабному международному кузнечному фестивалю «Кузюки». Именно тогда был выбран верный вектор в направлении развития промышленного туризма.
На открытии «АиРовки» как нового туристического объекта в Златоусте, мы, конечно, не остановились. С первым опытом организации экскурсий в «АиРовке» мы поняли: чтобы привлекать туристов, надо постоянно развиваться и предлагать что-то новое, интересное. Поэтому в 2016 году строительство объекта продолжилось – открыли рудник с настоящей железной рудой, который удивляет даже самых искушенных туристов.
Т.к. основная деятельность компании – это производство ножей, украшенного оружия и дамасской стали Zladinox, ни для кого не секрет, что финальная точка экскурсии заканчивается походом в магазин готовой продукции. Поэтому следующим шагом развития стало обновление фирменного магазина, увеличение торговой площади почти в 3 раза, современный дизайн. Открытие магазина было приурочено к кузнечному фестивалю «Nightfest. Перезагрузка», что позволило проинформировать как можно больше жителей и гостей города. Теперь в магазине может легко поместиться даже большая группа туристов и спокойно выбирать, что понравится. Представлен широкий ассортимент: бюджетные сувениры, магниты, более 120 моделей туристических ножей, дорогие авторские изделия в стиле златоустовской гравюры.
Даже на тот момент во время ночного фестиваля пространство компании позволяло вмещать более 2000 человек, при этом задействовали каждый уголочек внутри зданий и прилежащих территорий. Но мы и на этом не остановились. Компания, специализирующаяся на производстве, очень серьезно отнеслась к такому новому виду деятельности, как туризм. Если раньше экскурсии проводили только менеджеры и руководители компании, то с 2016 года в связи с увеличением количества желающих посетить экскурсию, назрела необходимость в постоянном специалисте по туризму. Была оформлена лицензия, присвоен ОКВЭД для официального оказания туристических услуг. В штат был принят опытный экскурсовод. Эти моменты дали толчок для заметного развития направления.
С 2016 по 2018 годы велось активное продвижение туристических услуг и бренда «АиРовки», были заключены договоры с турфирами, активно участвовали в различных профессиональных конкурсах, делали презентации туробъекта на региональном и федеральном уровнях. Большую роль для нас сыграло получение гран-при в туристской премии «Маршрут года» в номинации «Лучший маршрут на действующее производство». Высокая оценка экспертов в области туризма придала нам сил и уверенности на рынке. Задача была не из простых – ведь мы не единственный туробъект в Златоусте. Потребовалась планомерная работа с турфирмами, со школьными организациями, с областными базами отдыха, которые надо было заинтересовать, показав наши уникальные преимущества и «изюминки».
Начиная с 2015 года количество туристов выросло от нескольких сотен до 4 тысяч.
Производство всегда остается производством, а ножевое производство еще и добавляет свои ограничения. Нам пришлось встроить процесс проведения экскурсии в общую работу предприятия и отладить его, чтобы и туристам было интересно, и работники бы продолжали выполнять свои нормы. Специфика нашей компании не позволяет сделать свободный доступ на предприятие для всех желающих в любой момент времени. Поэтому мы ведем экскурсии по предварительной записи, чтобы не нарушать производственный процесс и соблюдать технику безопасности.
Возможно, с самого начала мы не предполагали, что Оружейная слобода станет интересна широкому кругу людей, а не только ножеманам и охотникам. На практике оказалось, что в «АиРовку» стремится попасть, как говорится, «и стар и млад». Со временем выстроенная программа маршрутов, мастер-классов показала, что оружейно-кузнечное дело интересно многим без ограничений, вне зависимости от возраста или повода.
Помимо стандартных программ, мы применяем индивидуальный подход к нашим гостям. Есть удачный опыт проведения кузнечного обряда в день свадьбы, пианист из Бразилии у нас ковал скрипичный ключ вместо привычного сердечка, для семьи путешественников из Москвы организовали кузнечную кухню с крутым шеф-поваром.
В самом начале, наверное, не все в полной мере верили, что этот проект станет успешным и прибыльным, но спустя несколько лет, безусловно, есть положительный экономический и имиджевый результат. Поток туристов увеличился, туристы стали приезжать большими автобусами и даже целыми поездами! Но останавливаться на достигнутом нельзя. Вместе с потоком туристов стало заметно больше покупателей в магазине. Это привело к расширению инфраструктуры предприятия – в первую очередь сделали более вместительную парковку. Кстати, на этой площадке также можно проводить праздники, корпоративные мероприятия. Все финансирование нашего туристического объекта (его развитие, стройка, реклама) лежит на плечах предприятия.
Единственное, что нам не помешало бы для улучшения условий по приему туристов – это обустройство муниципальной площади рядом с нашими корпусами, где можно было бы поставить несколько больших экскурсионных автобусов.
В 2022 году, по итогам проведенного онлайн-голосования «Инициативное бюджетирование» среди населения города Златоуста, проект «Благоустройство общественной территории, расположенной по адресу Таганайская, 204» занял 1-е место. Теперь ждем технической реализации проекта.
Инициативный проект по благоустройству территории, прилегающей к 3 мкрн и ул.Таганайской, 204, включает в себя:
- Оборудование пешеходного тротуара (мощение тротуарной плиткой, асфальтобетонное покрытие, газонное покрытие)
- Оборудование парковочной площадки для туристических автобусов и автомобилей
- Перенос контейнерной площадки
- Оборудование дренажной системы (ливневая канализация)
- Оборудование скамеек для отдыха, декоративные кустарники, ель, клумба с альпийской горкой
- Монтаж уличного освещения.
Помимо парковки, у нас началась реализация технически сложного проекта по возведению переходов между корпусами. Переходы были необходимы как для сотрудников производства, так и для экскурсионного обслуживания. Ведь изначально было устроено так, что туристам надо было выходить на улицу после посещения каждого корпуса, снимать-надевать верхнюю одежду несколько раз. Летом 2019 года проект по переходам был завершен, их открытие приурочили к 20-летию Компании «АиР». Это существенно улучшило удобство перемещения туристов. Сейчас уровень обслуживания туристов вышел на качественно новый уровень: крытые переходы, гардероб, бытовые комнаты. Помимо удобства, переходы играют важную имиджевую роль – внешний вид предприятия стал очень современный, технологичный, это приятно удивляет туристов, когда они только входят на нашу территорию.
Оружейная слобода «АиРовка – это симбиоз исторической реконструкции и современного ножевого производства. Но она как живой организм, живет, дышит и меняется с течением времени. Если историческая часть уже полностью сформирована, то экскурсии на действующее производство должны постоянно меняться вслед за изменениями на предприятии. Например, оборудованы новые установки для полировки клинков, заработал мощный гидрорез для вырезки клинков из листа металла, получен новый вид декоративного дамаска в кузнице – все эти производственные новшества сразу отражаются на экскурсионной программе.
Изначально «АиРовка» внутри компании и среди гостей воспринималась только как старинная кузница, работающая для туристов. Сейчас «АиРовка» стала нераздельной частью всего предприятия. И даже если туробъект поначалу тяжело приживался на таком серьезном предприятии, то сейчас это очевидный драйвер развития предприятия.
Мы видим взаимосвязь – развитие туристического направления помогает продавать продукцию, а развитие бизнеса компании помогает развиваться промышленному туризму в Златоусте. Туристы помогают увеличивать узнаваемость компании, ведь кто побывал внутри на производстве, тот знает, как изготавливается продукция и может ее уверенно рекомендовать другим.
Развитие сооружений и производственных участков благотворно влияет на уровень туристических услуг. Постоянное благоустройство территории, новые арт-объекты, дизайнерский интерьер позволяют экспериментировать с экскурсионными программами, придумывать новые проекты. К примеру, подсвеченные в вечернее время переходы из стекла и металла вдохновили на новую детскую игровую программу «Шпионский квест», который был реализован на зимних каникулах в 2019 г. Благо, что территория компании позволила участникам проходить разные локации в поисках сокровища.
Время и деньги, потраченные на строительство и продвижение туробъекта, теперь работают на нас. У «АиРовки» есть свое узнаваемое лицо, свои достижения. Круг людей, кому интересно побывать в «АиРовке», с каждым годом только расширяется.